РАДЛОВ Эрнест Леопольдович

РАДЛОВ Эрнест Леопольдович
(20.11 (2.12). 1854, Петербург - 28.12.1928, Ленинград)
   историк философии, переводчик. Окончил историко-филологический ф-т Петербурге ко го ун-та, учился в Берлинском и Лейпциге ком унтах. Работал в Петербургской публичной библиотеке зав. философским отд., ас 1917 по 1924 г. был ее директором. В 1921–1922 гг. - председатель философского об-ва при Петроградском ун-те. Редактировал философский отдел в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона. Перевел на рус. язык "Этику" Аристотеля (1908), под его редакцией вышел новый рус. перевод "Феноменологии духа" Гегеля (1913). Гл. редактор "Философского словаря" (1904; 2-е изд. - 1913). В 1898 г. в ст. о философиив России, написанной для 55-го т. ("Россия") словаря Брокгауза и Ефрона, утверждал, что нельзя говорить о рус. философии в том смысле, в каком говорят о фр., нем. или англ., и что национального философа типа, напр., Р. Де карта, И. Канта, Ф. Бэкона в России не было. Философские науки (метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика) развивались у нас, как и на Западе, считает он, в связи, гл. обр., с университетским преподаванием. 2-е изд. вышедшего в его редакции "Философского словаря" примечательно тем, что в нем формируется "пантеон" рус. философов и фиксируется философский термин "всеединство". В указанный "пантеон" вошли: Авсенев (Феофан), А-р И. Введенский, Владиславлев, Гавриил (В. Н. Воскресенский), Галич, Гогоцкий, Голубинский, Грот, Данилевский, Дебольский, Кавелин, Каринский, Кареев, В. Н. Карпов, Козлов, Кудрявцев-Платонов, Лавров, Лопатин, Новиков, Новицкий, Сидонский, Сковорода, В. С. Соловьев, Страхов, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Юркевич и несколько авторов учебных пособий. Относительно рус. философии в словаре было сказано, что только за последнее время она стала обретать определенную самостоятельность (благодаря работам Кудрявцева-Платонова, Карийского и Соловьева), но и теперь в целом еще находится в зависимости от западноевропейских течений. В 1912 г. в "Очерке истории русской философии" Р. утверждал, что, хотя рус. народ пока не внес в общую сокровищницу философского творчества нового принципа, у русских нет вполне оригинальной философии, тем не менее было бы несправедливым считать, что существует лишь философия в России и нет рус. философии. Нельзя не отметить, пишет он, ту смелую последовательность и решительность, с к-рой рус. мысль делает выводы из посылок, хотя бы они и казались неприемлемыми. В основе этой решительности в крайних выводах лежат две характерные черты, общие всем тенденциям рус. мысли. Во-первых, чисто отвлеченные вопросы философии, напр., гносеологические, лишь в небольшой степени привлекают внимание рус. философов; их интересуют по преимуществу вопросы практики и основа всякой практики - искание правды и смысла жизни. Этика - излюбленная отрасль исследования, и именно в этой сфере особенно поражает настойчивость и прямолинейность, с к-рой рус. мысль стремится к оправданию самых крайних выводов. Во-вторых, и это непосредственно вытекает из указанной практической тенденции, все проявления рус. мысли проникнуты "мистицизмом". Всем этим чертам мышления соответствуют нек-рые характерные особенности рус. жизни: жажда чудесного, искание пророчества, стремление к оправданию личного и общественного спасения, жажда мученичества, искание подвига и искупительной жертвы. Силе веры, выражающейся в жажде чудесного и в подвижничестве, соответствует и глубина разочарования. Ни в одной стране неверие и отрицание не принимали столь резких форм, как в России. Во 2-м изд. "Очерка" (1920) Р. сделал значительные добавления био- и библиографического характера. Изменяется также и его представление об отличительных чертах рус. философии. В качестве первой ее черты он отмечает преимущественный интерес к этическим вопросам, но не к самим по себе, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте, к переустройству жизни согласно принятым на веру принципам. Вторую характерную черту Р. усматривает в "любви к объективному", в отрицании субъективизма как в области гносеологии, так и в обосновании этики.
   С о ч.: Этика Аристотеля. Спб., 1884; Отношение Вольтера к Руссо // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 2,4; Об истолковании Аристотеля. Спб., 1891; Очерки из истории скептицизма. Иероним Гирнгайм // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 3; Очерк истории историографии философии. М., 1899; Учение Вл. Соловьева о свободе воли. Спб., 1911; Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Спб., 1913; Этика. Пг, 1921; Очерк истории русской философии. Спб., 1912; 2-е изд. Пг., 1920; Очерк русской философской литературы XVIII века // Журнал Петербургского философского общества "Мысль". Пг., 1922. № 2, 3; Лавров в русской философии // П. Л. Лавров. Пг., 1922.
   В. В. Ванчугов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "РАДЛОВ Эрнест Леопольдович" в других словарях:

  • Радлов, Эрнест Леопольдович — сын предыдущего; род. в 1854 г.; образование получил в шестой спб. гимназии и в спб. университете по филологическому факультету. Слушал лекции в Берлине и Лейпциге. Состоит библиотекарем философского отделения Имп. Публичной библиотеки. Читал… …   Большая биографическая энциклопедия

  • РАДЛОВ Эрнест Леопольдович — (1854 1928) российский философ, член корреспондент АН СССР (1925; член корреспондент РАН с 1920), директор Санкт Петербургской публичной библиотеки (1917 1924). Перевел Этику Аристотеля (1908) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Радлов Эрнест Леопольдович — Радлов (Эрнест Леопольдович) сын предыдущего, родился в 1854 г., образование получил в 6 й Санкт Петербургской гимназии и в Санкт Петербургском университете, по филологическому факультету. Слушал лекции в Берлине и Лейпциге. Состоит библиотекарем …   Биографический словарь

  • Радлов Эрнест Леопольдович — (20.11.1854, Петербург, ≈ 28.12.1928, Ленинград), русский философ идеалист, член корреспондент АН СССР (1920). Окончил историко филологический факультет Петербургского университета, затем учился в Берлине и Лейпциге. В 1917≈24 директор… …   Большая советская энциклопедия

  • Радлов, Эрнест Леопольдович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Радлов. Эрнест Леопольдович Радлов …   Википедия

  • Радлов Эрнест Леопольдович — (1854 1928), философ, член корреспондент РАН (1920) и АН СССР (1925), директор Петербургской публичной библиотеки (1917 1924). Перевёл «Этику» Аристотеля (1908). * * * РАДЛОВ Эрнест Леопольдович РАДЛОВ Эрнест Леопольдович (1854 1928), российский… …   Энциклопедический словарь

  • Радлов Эрнест Леопольдович — Эрнест Леопольдович Радлов (20 ноября 1854, Санкт Петербург  28 декабря 1928, Ленинград)  российский историк философии, филолог и переводчик. Сын педагога и этнографа Л. Ф. Радлова. Окончил историко филологический факультет Петербургского… …   Википедия

  • Радлов Эрнест Леопольдович — сын предыдущего, род. в 1854 г., образование получил в шестой спб. гимназии и в Спб. университете по филологическому факультету. Слушал лекции в Берлине и Лейпциге. Состоит библиотекарем философского отделения Им. П. библиотеки. Читал лекции по… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РАДЛОВ Эрнест Леопольдович — (20.11.1854, Петербург 28.12.1928, Ленинград) историк философии, переводчик. Окончил историко филологический ф т Петербургского ун та, учился в Берлинском и Лейпцигском ун тах. Работал в Петербургской публичной библиотеке зав. философским отд., а …   Русская философия: словарь

  • Радлов Эрнест Леопольдович — (1854 1928) философ, профессор, вице президент философского общества при Петербургском университете …   Словарь литературных типов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»